Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Содержание
  1. Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018 – Адвокатское бюро Вершина
  2. Политика социальной защиты населения рф в 2018 году
  3. 442 фз об основах социального обслуживания граждан в рф
  4. Новый закон о социальном обслуживании в россии
  5. Социальное обслуживание по новым правилам
  6. Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2019
  7. Развитие социального обслуживания населения
  8. 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»
  9. Описание 442 Закона о социальном обслуживании
  10. Последние изменения
  11. Закон о социальном обслуживании граждан 2018
  12. Новости по теме
  13. Приказ Минтруда России от 18.01.2018 N 30 «О внесении изменений в методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 219»
  14. Закон о социальном обслуживании граждан: лучше прежнего?
  15. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»: кратко о новых правовых реалиях в сравнении с прежними
  16. Понятийный аппарат
  17. Основные принципы
  18. Объем социальных гарантий и разграничение полномочий
  19. Финансирование
  20. Участие негосударственного сектора
  21. Порядок предоставления социальных услуг
  22. Учет и поддержка поставщиков

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018 – Адвокатское бюро Вершина

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Законодательство устанавливает специальные виды учреждений социального обслуживания для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для де­тей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Социальное обслуживание оказывается в таких учреждениях де­тям-сиротам, детям, отобранным у родителей по решению суда, де­тям, родители которых лишены родительских прав, осуждены, при­знаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено, детям одино­ких матерей (отцов), детям безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и детям из семей, пострадавших от стихийных бедст­вий и не имеющих постоянного места жительства. Особенности социального обслуживания беженцев и вынужден­ных переселенцев определены специальными законами. Так, Феде­ральным законом от 19 февраля 1993 г. (в ред.

Порядок предоставления социальных услуг разработан во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Указанный федеральный закон предусматривает право граждан, имеющих право на получение социальных услуг, на выбор поставщика услуг (государственная, муниципальная или частная организация).

Важно

В соответствии с федеральным законом право на бесплатное социальное обслуживание имеют несовершеннолетние дети и лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооружённых межнациональных (межэтнических) конфликтов. В свою очередь власти Москвы утвердили дополнительный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание в городе.

Этот документ позволит сохранить бесплатное социальное обслуживание для москвичей, пользующихся этим правом в настоящее время.

Политика социальной защиты населения рф в 2018 году

По информации Минэкономразвития, в регионах России власти искусственно ограничивают участие негосударственных организаций в сфере социального обслуживания[10], формируя реестры поставщиков из представителей подведомственных учреждений. Это, по мнению специалистов, ведёт к снижению конкуренции на рынке социальных услуг и росту стоимости социального обслуживания.
В Архангельском областном собрании признали формулировки закона слишком расплывчатыми[12].

Внимание

С 1 января люди, получившие группу инвалидности, могут претендовать на сопровождение. Это услуга будет оказываться соцработниками, сотрудниками сервисных служб по программе соцобеспечения инвалидов.

Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг станет развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям будет оказано активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.

В 2018 году принципы социальной защиты детей и женщин будут пересмотрены.

442 фз об основах социального обслуживания граждан в рф

Предыдущая1234567Следующая ⇒ С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обсаживания граждан в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Предоставление с подразумевает оказание постоянной, периодической, разовой, срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Новый закон о социальном обслуживании в россии

О беженцах» и Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 7 августа 2000 г.) «О вынужденных переселенцах» устанавлива­ются специальные виды социального обслуживания для таких лиц (размещение в центрах временного проживания, трудоустройство, питание и т. д.).

В последние годы разработан целый ряд комплексных программ, принятых Правительством РФ в сфере социального обслуживания: Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвали­дов на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правитель­ства РФ от 29 января 2005 г.


№ 832; Федеральная целевая програм­ма «Дети России (на 2003-2006 годы)», утвержденная постановле­нием Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732.

Социальное обслуживание по новым правилам

Исходя из потребности гражданина в социальных услугах, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (в Московской области – территориальным подразделением Министерства социальной защиты населения) составляется индивидуальная программа, в которой указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа для гражданина имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер.

Социальные услуги предоставляются гражданам на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому. Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией.

Правительством РФ такими признаны, например:

  • безвозмездный медицинский сервис;
  • равноправный доступ к образованию;
  • закрепление обязательного зарплатного минимума;
  • пособия инвалидам, сиротам, неполным семействам;
  • выплата денег при рождении ребенка.

Особой вариацией гарантий являются льготы. Их назначают отдельным категориям населения – инвалидам, участникам военных операций, ветеранам труда, детям-сиротам и др. Льготники ежемесячно получают пенсии.

С этой целью законодатель закрепляет специальные виды социального обслуживания инвалидов: профессиональная подготовка, трудоустройство, обеспечение транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование, создание городской инфраструктуры, приспособленной для их нормальной жизни.

Особенности социального обслуживания детей устанавливаются Федеральным законом от 3 июля 1998 г.

«Об основных гарантия прав ребёнка в Российской Федерации». При этом подчеркивается, что социальное обслуживание для них предоставляется в случае попадания в такую трудную жизненную ситуацию, которую они могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей (ст.

Социально-психологические услуги: оказание психологической помощи; оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учёбы, работы, жительства; содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; оказание консультативной, психологической помощи несовершеннолетним и их родителям. 8. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов: обучение навыкам поведения в быту и общественных местах; оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

Источник: http://kvirinal.ru/zakonodatelstvo-o-sotsialnom-obsluzhivanii-naseleniya-rf-2018/

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2019

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2017; проверки требуют 2 правки. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» — нормативный акт, регулирующий деятельность государства и негосударственных организаций, направленную на оказание социальной помощи населению. Закон вступил в силу 1 января 2015 года.

Два предыдущих нормативных акта от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в этот же день утратили свою силу[1].

В 2015 году из федерального бюджета выделили 168,5 миллионов рублей на субсидирование частных социальных инициатив[3]. Галина Карелова одной из форм поддержки назвала проведение форума социальных инноваций[8].

Для организаций, оказывающих социальную помощь населению, предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль до 1 января 2020 года[9].
Внимание К таким организациям закон выдвинул определённые требования.

Предполагалось, что коммерческие и некоммерческие организации снизят нагрузку на муниципальные и государственные учреждения. Это привело к сокращению численности государственных соцработников.

В 2014 году было ликвидировано или реорганизовано 143 организации социального обслуживания, до 2018 года в 33-х регионах запланированы оптимизационные мероприятия ещё на 260 организациях. До конца 2016 года, сообщают в ИТАР-ТАСС, среднесписочная численность соцработников сократится на 4,6 %[10].

Развитие социального обслуживания населения

Наряду с пенсиями по старости и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов.

Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты. Под политикой социальной защиты 2018 г.

нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков.

Законопроект был внесён в Государственную Думу в марте 2013 года и был предложен на рассмотрение депутатам членами Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. После первого чтения, проект отправили на доработку. Депутаты сочли, что в документе содержится слишком много слов об условиях платного оказания социальных услуг[6].

В декабре 2013 года Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагал внести поправки в закон ко второму чтению, которые официально ввели бы в России понятия социального предпринимательства и социального предпринимателя. Но поправки не были приняты[7].

В Государственной Думе закон был утверждён во втором чтении 293 депутатами (65,1 %), высказались против – всего трое законодателей. Новым законом официально разрешили привлекать в сферу социального обслуживания коммерческие и некоммерческие организации. При этом государство обязалось помогать им.

Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов:

  • увольнения;
  • потери кормильца;
  • инфляции;
  • необратимых последствий возрастных изменений;
  • получения травм;
  • возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.

В 2018 году система социальной защиты населения будет опираться на целый комплекс принципов, среди которых адресность попечительства, уважение к личности каждого гражданина, гибкость, законность и др. В особом внимании соцслужб нуждаются инвалиды, безработные, дети-сироты, пенсионеры, матери-одиночки, военные ветераны, неполные семейства и др. Им положена всесторонняя помощь.

Этим документом в России впервые были прописаны условия допуска к социальному обслуживанию негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей[2][3].

  • 1 История принятия
  • 2 Основные положения закона
  • 3 Критика закона
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Предпосылками для принятия нового закона считается наличие большой очерёдности в учреждения социального обслуживания, а также несоответствие предыдущих нормативных актов новым вызовам, по мнению депутата Государственной Думы Галины Кареловой[4].

По её же информации, в обсуждении закона приняли участие сотни людей – представителей экспертного сообщества, общественных организаций, социальных работников[4], но некоторые высказали сомнения, что законопроект должным образом прошёл общественное слушание[5].

Источник: http://law-uradres.ru/zakonodatelstvo-o-sotsialnom-obsluzhivanii-naseleniya-rf-2018/

442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Социальное обслуживание населения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом 442 ФЗ.

Он определяет правовые и экономические стороны данного вопроса, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере.

Предписываются права и обязанности получателей и поставщиков соответствующих услуг, а также обозначаются те категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.

Описание 442 Закона о социальном обслуживании

Ранее действовавший в данной сфере Федеральный закон 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» утратил силу с принятием нового закона. ФЗ 442 был утвержден 28 декабря 2013 года, в силу вступил 1 января 2015, с данного момента перестал действовать ФЗ 195.

Действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сохраняет правопреемство предыдущего документа, однако значительно расширяет перечень рассматриваемых вопросов. Структурно в ФЗ 442 выделены следующие главы:

  • общие положения документа;
  • полномочия федеральных и региональных органов власти;
  • права и обязанности получателей регулируемых законом услуг;
  • права, обязанности, а также соблюдение информационной открытости поставщиков;
  • предоставление социального обслуживания, его организация, формы и виды услуг;
  • финансирование системы предоставляемых услуг и условия их оплаты гражданами;
  • государственный и общественный надзор и контроль.

В соответствии с общими положениями Закон ФЗ 442 определяет следующие принципы предоставления населению требуемых услуг:

  • соблюдение прав человека;
  • гуманность;
  • уважение достоинства человека и его чести;
  • равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;
  • адресная направленность;
  • близкое расположение поставщиков к месту жительства граждан;
  • формирование достаточного количества поставщиков для обеспечения потребностей населения;
  • создание привычной и благоприятной среды для человека;
  • добровольность обращения обеспечиваемыми услугами;
  • конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни.

По ст 19 ФЗ 442 социальное обслуживание производится на дому, полустационарно или в стационарной форме.

В первом случае поставщик прибывает по месту жительства обратившегося. Полустационарные услуги подразумевают возможность получить к ним доступ в определенное время работы учреждения.

Стационарность – это проживание получателя на территории учреждения, обеспечивающего предоставляемые услуги.

Виды социального обслуживания по статье 20 ФЗ 442 определяются следующими категориями:

  • бытовые услуги, нацеленные на поддержание жизнедеятельности граждан в жилищных вопросах;
  • медицинские, ориентированные на обеспечение и сохранение здоровья населения;
  • психологические, обеспечивающие адаптацию к социуму и комфортные состояние граждан;
  • педагогические, направленные на помощь в организации развития детей и устранении отклонений в их поведении и адаптации к социуму;
  • трудовые, решающие проблемы с трудоустройством;
  • правовые, обеспечивающие юридическую помощь;
  • коммуникативные, помогающие наладить контакты тем гражданам, которые ограничены в своей жизнедеятельности.

Ознакомьтесь  Правила обмена и возврат ювелирных изделий согласно закону

К видам социального обслуживания относят и срочную помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

Так же в РФ существует ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать больше о данном законе можно в статье: 

Скачать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442-ФЗ можно здесь. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2014 года. Текст может использоваться правозащитниками, должностными лицами, а также гражданами, углубленно изучающими свои права и обязанности.

Последние изменения

Изменения в Закон о социальном обслуживании вносились лишь один раз — 21 июля 2014 года, и вступили в силу вместе с общим текстом документа 1 января 2015. Поправки коснулись следующих положений:

  • часть 1 ст. 7 и статья 8 соответственно дополнились пунктами 7.1 и 24.1 одного содержания: «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания»;
  • в статье 13 Закона 442 ФЗ в ч 2 введен пункт 12.1 о проведении независимой оценки качества предоставления услуг; введена часть 4 об обеспечении технической возможности для граждан выражать свое мнение о качестве на официальных сайтах;
  • в закон добавлена статья 23.1.

Указанная статья 23.1 ФЗ 442 регламентирует организацию и порядок проведения независимой оценки качества предоставляемого социального обслуживания. Таковая определяется как одна из форм общественного контроля над исполнением положений закона. Критериями оценки определяются такие принципы, как:

  • открытость и доступность информации;
  • комфортность условий;
  • доступность получения требуемых услуг;
  • время ожидания социального обслуживания;
  • доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;
  • удовлетворенность граждан в получаемых услугах.

Проводится независимая оценка уполномоченным федеральным, региональным или муниципальным органом исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с предписанными нормами законодательства РФ.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/442-fz-ob-osnovax-socialnogo-obsluzhivaniya-grazhdan-v-rf/

Закон о социальном обслуживании граждан 2018

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в дальнейшем по тексту — Федеральный закон N 442-ФЗ) путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, согласно статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Перечень надомных социальных услуг устанавливается договором о предоставлении социальных услуг и может включать:

  • Организацию питания, включая доставку продуктов на дом.
  • Помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости.
  • Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации.
  • Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями.
  • Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг.
  • Содействие в организации ритуальных услуг.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг может включено содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме этого гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты:

  1. наблюдение за состоянием здоровья;
  2. оказание экстренной доврачебной помощи;
  3. выполнение медицинских процедур;
  4. оказание санитарно-гигиенических услуг;
  5. кормление ослабленных больных;
  6. проведение санитарно-просветительной работы.

Порядок социального обслуживания на дому определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Новости по теме

Депутаты Госдумы от КПРФ во главе с лидером партии Геннадием Зюгановым внесли в «нижнюю палату» проект закона «О детях войны». Граждан, родившихся в период с 22 июня 1928 г. по 4 сентября 1945 г., депутаты предлагают выделить в отдельную льготную категорию и предоставить им социальную.

На общественных слушаниях в Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов прозвучала идея разработать стандарты предоставления социальных услуг

Счетная палата вместе с территориальными контрольными органами начинает проверку доступности социального обслуживания нуждающимся в помощи пожилым людям.

www.socialnaya-podderzhka.ru

Приказ Минтруда России от 18.01.2018 N 30 «О внесении изменений в методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 219»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 января 2018 г. N 30

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ

СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ,

УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 МАЯ 2016 Г. N 219

В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6850) приказываю:

Внести изменения в методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 219, согласно приложению.

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫМ

ОБСЛУЖИВАНИЕМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА

ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 5 МАЯ 2016 Г. N 219

1. В пункте 1 слова «органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, осуществляющим правовое регулирование и организацию социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» «1» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ)» заменить словами «органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» «1» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ)» полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа)».

2. В пункте 2 слова «органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания» заменить словами «уполномоченным органам субъектов Российской Федерации».

3. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3.

Система социального обслуживания субъекта Российской Федерации включает в себя органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания; уполномоченный орган субъекта Российской Федерации; организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее — уполномоченные организации); организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее — организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации); негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (далее — негосударственные организации); индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги получателям социальных услуг (далее — организации социального обслуживания).».

4. В абзаце 2 пункта 5 слова «органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания» заменить словами «уполномоченного органа субъекта Российской Федерации».

5. В пункте 12 слова «органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания» заменить словами «уполномоченного органа субъекта Российской Федерации».

rulaws.ru

Источник: http://112ak.ru/5721-zakon-o-socialnom-obsluzhivanii-grazh/

Закон о социальном обслуживании граждан: лучше прежнего?

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Под занавес 2013 года был принят закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Принес ли он заветное облегчение социально незащищенным категориям населения? Что нового появилось в сравнении с законом, действовавшим последние двадцать лет? Предлагаем краткий обзор, сделанный юристом правовой группы Центра лечебной педагогики Еленой Заблоцкис:

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»: кратко о новых правовых реалиях

в сравнении с прежними

(закон вступает в силу с 1 января 2015 г.)

Понятийный аппарат

1. Определены цели социального обслуживания – улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

2. Определение «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании».

Основные принципы

 3. Новый принцип социального обслуживания – сохранение пребывания в привычной благоприятной среде. С одной стороны – движение вперед.

С другой –интернат с этой точки зрения тоже можно трактовать как «привычную благоприятную среду» (ср. в Конвенции ООН о правах инвалидов: «жить в обычных местах проживания», «недопущение изоляции или сегрегации от местного сообщества».

) То есть, решение проблемы недопущения сегрегации формулировкой закона не решается.

4. Виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

 Отрадно, что специально выделены социально-трудовые услуги – оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.

Что касается услуг в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, – их содержание и развитие зависит от от того, какие параметры услуг Минтруда РФ заложит в нормативные акты федерального уровня и в рекомендации, направляемые в регионы. 

Объем социальных гарантий и разграничение полномочий

5. Примерный перечень социальных услуг по видам, включая требования и форме предоставления информации, утверди Минтруд РФ.

Субъект РФ утверждает свой территориальный перечень социальных услуг, предоставление которых гарантируется на территории субъекта РФ с учетом примерного перечня.

Такое положение обязывает субъект РФ лишь ориентироваться на примерный федеральный перечень, но не обеспечивать на своей территории все те услуги, которые в нем содержатся.

Таким образом, законодательство не гарантирует предоставления определенного набора услуг на территории любого субъекта России – побудить к этому регионы может лишь политическое влияние Федерации и политическая воля властей региона.  Таким образом повышение гарантий (расширение территориального перечня) переходит в сферу социального лоббирования.

Переходное положение: перечень услуг не может быть сокращен по сравнению с действующим в субъекте РФ на 31.12.2014.

6.

Примерный порядок предоставления социальных услуг, включающий в себя стандарты социальных услуг, а также примерные формы заявления об их предоставлении и договоры об их оказании, утверждает Минтруд РФ. Порядок предоставления услуг на территории субъекта РФ утверждается субъектом РФ с учетом федерального примерного порядка.

7. Новый Закон не содержит перечня видов учреждений социального обслуживания; примерная номенклатура их утверждается Минтрудом, а реальная номенклатура в регионе – субъектом РФ. Также Минтруд должен разработать методические рекомендации по расчету потребности субъектов РФ в развитии сети организаций СО.

8. Минтруд и власти субъекта РФ должны осуществлять координацию деятельности всех органов власти и организаций, в том числе, негосударственных, в сфере социального обслуживания. В связи с этим от них надлежит ждать приказов и методических рекомендаций на эту тему.

9. Закон вводит обязанность субъектов РФ проводить мониторинг социального обслуживания; порядок мониторинга и формы документов должен утвердить Минтруд.

10. Субъект РФ должен установить порядок осуществления контроля (надзора) в системе социального обслуживания.

Финансирование

11. В основу тарифов на социальные услуги положены нормативы подушевого финансирования.

12.  Бесплатно услуги предоставляются:

а) как и прежде: несовершеннолетним и лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и вооруженных межнациональных конфликтах (включая стационарные услуги);

б) дополнительным категориям, которые определяет субъект РФ;

в) нововведение: гражданам, чей доход ниже «предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг» или равен ей. Исключение – стационарные услуги: они предоставляются этой категории платно (см. п. 14).

«Предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг» устанавливает субъект РФ; она не может быть ниже 1,5 величины прожиточного минимума в регионе. Порядок определения этой величины устанавливает Правительство РФ.

13. За плату услуги получают все остальные граждане. Величина платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Плата не может превышать 50% разницы между реальной величиной среднедушевого дохода и «предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг».

14. Плата за стационарные услуги устанавливается всем, кроме категорий, перечисленных в п. 12 а) и б), на основе тарифов. Плата не может превышать 75% среднедушевого дохода.

Участие негосударственного сектора

15. Субъектам РФ даны полномочия организовывать поддержку НКО и благотворителей в сфере социального обслуживания, а также разрабатывать и реализовывать мероприятия по формированию и развитию рынка социальных услуг, включая негосударственные организации. От региона зависит, насколько эти полномочия будут реализованы.

16. Общественный контроль в сфере социального обслуживания предписывается осуществлять в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Органы власти должны оказывать содействие в проведении общественного контроля.

17. Во всех государственных организациях социального обслуживания должны быть созданы попечительские советы. Примерное положение о попечительских советах утверждает Минтруд.

Порядок предоставления социальных услуг

18. Вопрос о предоставлении социального обслуживания рассматривается уполномоченным органом по личному обращению гражданина или по обращению иных органов, организаций, граждан.

Существенно, что на обращение от любого лица должна последовать реакция – проверка информации, предложение помощи в случае явной в ней нуждаемости, оказание помощи с согласия нуждающегося в ней гражданина.

Независимо от того, кто обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно. Закон не вводит ситуаций «принудительной помощи».

19. Вводятся новые (в сравнении с прежним законом) основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании:

– наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном уходе;

– отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком;

– наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации;

– наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами с психическими расстройствами, наличие насилия в семье.

(Заметим, что в ситуации, когда закон не вводит особого понимания «семьи», трактовка «внутрисемейного» конфликта произвольна и будет производиться по-разному.[1])

20. Введено понятие «социальное сопровождение» (ст. 22).

В социальное обслуживание входит, помимо социальных услуг, также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящимся непосредственно к социальным услугам.

Такое выделение полезно с точки зрения обеспечения «комплексности» помощи; заметим, что в прежнем законодательстве это также предусматривалось, но в составе социальных услуг.

Новый подход безусловно лучше с формальной точки зрения: отныне органы социальной защиты обязаны будут включаться в межведомственное взаимодействие – во всяком случае, отсылать первичные письма в соответствующие ведомства. Важно, чтобы на этом все не кончалось, и органы социальной защиты доводили «содействие» до логического конца, а не просто снимали бы с себя ответственность.

Параллельно Минтруд и субъект РФ должны утвердить рекомендации по организации и порядок организации межведомственного взаимодействия по предоставлению как непосредственно социальных услуг, так и описанных выше услуг по «содействию».

21. Вводится понятие «индивидуальная программа предоставления социальных услуг» (далее – Программа). Программа составляется уполномоченным органом, определяемым субъектом РФ, гражданину, нуждающемуся в социальном обслуживании, исходя из индивидуальной потребности в социальных услугах.

Минтруд утверждает рекомендации по определению индивидуальной потребности и форму индивидуальной Программы. В Программу включаются: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков и социальное сопровождение.

Программа пересматривается при изменении потребности в социальных услугах, но не реже чем раз в три года. Программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный.

Программа действительна и на территории другого субъекта РФ в объеме перечня социальных услуг, гарантированного в другом субъекте РФ – до составления программы по новому месту жительства.

Срочные социальные услуги оказываются без договора и Программы.

22. Более четко определены различия в формах социального обслуживания:

– на дому;

 – в полустационарной форме – социальное обслуживание в определенное время суток;

– в стационарной форме – при постоянном временном или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

23. Определены критерии доступности социальных услуг – техническая доступность и вспомогательные услуги (их гражданину обязаны обеспечить).

24. Порядок помещения в специализированные стационарные учреждения определяет Минтруд, а для лиц с психическими расстройствами – порядок в соответствии с законодательством о психиатрической помощи.

Учет и поддержка поставщиков

25. Поставщики социальных услуг (включая все государственные и негосударственные организации социального обслуживания) включаются в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ (в законе проскальзывает термин «рекомендуемых» поставщиков). Рекомендации по формированию реестра составляет Минтруд.

 26. Введена обязанность поставщика предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной Программой предоставления социальных услуг.

При этом отмечается, что поставщики имеют право предоставлять, по договоренности с потребителем, иные социальные услуги (сверх Программы) за плату.

Общая логика понятна; однако при изложении не учтено, что даже те услуги, которые могут входить в индивидуальную Программу, в соответствии с законом могут предоставляться за плату.

27. Определено финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями:

– путем предоставления субсидий;

– путем проведения государственных закупок социальных услуг;

– путем выплаты компенсации в порядке и размере, устанавливаемых субъектом РФ, если организация включена в реестр, не выполняет государственный заказ, но предоставила социальные услуги гражданину в соответствии с индивидуальной Программой.

Само по себе это положение удивительно, поскольку предполагается, что организация предоставляет в таком случае социальные услуги потребителю бесплатно или со скидкой – это зависит от условий или размера возможной компенсации. А потом уже предъявляет государству неоплаченные потребителем расходы с целью получения компенсации.

(Предстоит исследовать, насколько реалистична такая ситуация с точки зрения бухгалтерского учета.)

 

[1] На стадии обсуждения законопроекта  предлагалось уйти от определения «внутрисемейный»: при наличии конфликта с перечисленными лицами, независимо от того, есть ли официальное подтверждение брака, родственных связей, совместное проживание, – человек в любом случае нуждается в помощи.

Пример реальной ситуации – родители в разводе, живут отдельно, ребенок с мамой. Папа каждый день приходит к маме и третирует ее. Живут раздельно, в браке не состоят.

Милиция может забрать, даже наложить административное взыскание, а дальше все продолжается – поскольку конфликт уже не считается «внутрисемейным».

Источник: https://www.osoboedetstvo.ru/post/2014/02/zakon-o-socialnom-obsluzhivanii-grazhdan-luchshe-prezhnego

Адвокат Докин
Добавить комментарий